Анализ методической работы МБОУ СОШ №3 аЕгерухай
за 2014-2015 учебный год
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.
Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.
Объекты анализа
содержание основных направлений деятельности;
работа над методической темой школы;
работа методического совета;
работа методических объединений;
обобщение опыта;
формы работы с педагогическими кадрами;
научно-исследовательская, инновационная работа педагогов;
участие учителей в работе педсоветов, семинаров, смотров, конкурсов, предметных декад, районных и областных мероприятиях;
использование педагогами современных образовательных технологий;
практическое использование учителями опыта своих коллег, педагогов района, области.
Методическая работа в 2014-2015 уч. году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс.
В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечить высокий уровень обучения, создать условия для индивидуального развития учеников.
Для учителей школы стали традиционными отработанные формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед школой:
– педсовет, методсовет;
– творческий отчет;
– доклады, выступления;
- мастер - классы;
– семинары;
– самообразование,
– анкетирование;
– предметные МО;
– методические консультации;
– административные совещания.
Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали:
- спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса;
- анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся;
- выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Научно – методическая работа школы строилась на основе плана. При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально способствовали реализации программы развития школы.
Работа методического совета школы
В школе создан методический совет, план работы которого подчинен задачам методической работы и находится в соответствии с методической темой школы. В него вошли заместитель директора по учебно-воспитательной работе Хасанова С.Ю., руководители школьных методических объединений – Ченишхова Ш.М., Бричева Ф.К., Меретукова З.А., Айтекова М.А., Шекозешева Ф.Б.
В школе функционирует 4 методических объединения : гуманитарного цикла (Шекозешева Ф.Б.,),физико – математического цикла (Ченишхова Ш.М.),начальных классов (Бричева Ф.К.), естественного цикла(Меретукова З.А.)
План работы МС подчинен общим методическим задачам школы в соответствии с методической темой «Школа активных и успешных детей»
В течение года методическим советом было проведено 5 заседаний, на которых рассматривались следующие вопросы:
-анализ МР за 2013-2014 учебный год, обсуждение плана работы МС на 2014-2015 уч.год;
организация научно- исследовательской деятельности учащихся, подведение итогов этой деятельности;
проведение текущей и промежуточной аттестации учащихся;
корректировка календарно- тематических планов, проверка выполнения государственных программ;
подготовка и проведение олимпиад муниципального и регионального уровней;
аттестация педагогов;
работа с одаренными детьми;
участие педагогов школы в профессиональных конкурсах;
тематические педсоветы ;
подготовка и проведение ГИА;
Тематика заседаний МС отражала основные проблемные вопросы. В организации методической работы осуществлялся мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации. Изучение нормативно - правовой базы по основным вопросам учебной деятельности – неотъемлемая часть методической работы.
Сегодня МС выполняет не только организационные, но и учебно-методические функции: это и выбор учебных программ, обсуждение теоретических и практических вопросов, контроль за уровнем знаний учащихся. В минувшем учебном году педагоги школы работали над повышением своего педагогического мастерства, посещая республиканские, районные методические объединения, выступая на педсоветах, занимаясь самообразованием.
В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений и определял стратегические задачи развития школы.
Вывод: вся деятельность методического совета способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса и внедрению новых стандартов.
Подбор и расстановка кадров, повышение квалификации педагогических кадров.
Цель анализа: анализ подбора и расстановки кадров, выявление результативности повышения квалификации, педагогического мастерства.
а) кадровый и качественный состав педагогических кадров
Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами.
2014-2015 году работу нашей школы обеспечивают 26 педагогических работников, из них:
руководящие работники- 2
директор-1;
зам.директора по УВР- 1;
педагогические работники-24чел;
учителей ведущих уроки – 22.
В школе работает сплоченный профессиональный коллектив педагогов, который представлен творческими учителями с высокой теоретической и технологической подготовкой, положительным опытом осуществления инновационных преобразований в образовательном процессе.
Среди педагогов награждены:
-нагрудным знаком«Почетный работник общего образования»- 5 учителей;
-Грамотой Министерства образования РФ - 1 учитель;
- «Почетный работник общего образования РФ» - 5
«Заслуженный работник народного образования РА»- 2 чел.
Грамота Адыгэ хасэ- 1 чел
Грамота главы РА – 1 чел.
б) по квалификационным категориям:
Работники с высшей категорией - 16
C I квалификационной категорией - 5
Соответствие занимаемой должности- 4
в) по возрасту:
Моложе 25 лет - 0
25-35 лет- 2
35-55лет- 17
55-60 лет-3
свыше 60 лет-4
г) по полу:
мужчины - 2
женщины- 24
Анализ позволяет сделать вывод, что в школе подобран достаточно профессиональный состав. Все педагоги подтверждают заявленные категории.
Образование педагогов соответствует базовому образовательному преподаваемому предмету.
Вывод: основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории.
Таким образом, в школе созданы необходимые условия для обеспечения качества образования.
б) повышение квалификации педагогических кадров
Условия, созданные в школе, способствуют росту профессионального мастерства учителей, в этом году произошли изменения в повышении мастерства учителей.
Учеба на курсах повышения квалификации в АРИПК проходила в целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта. В этом году курсы повышения квалификации прошли 4 учителя.
Выводы: 20% учителей повысили свою квалификацию за 2014-2015 уч. год и 100% - повысили свою квалификацию за последние 5 лет, Из них одна повысила квалификационную категорию – дистанционно.
Проблема: низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы.
Задачи: мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; в начале учебного года предоставить список сайтов в Интернете, где предлагают дистанционное обучение.
Различные формы методической работы по повышению профессионального мастерства сотрудников школы:
Педагог получает возможность на практике в ходе каждодневной работы закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения актуального педагогического опыта учителей-новаторов, новых программ, деятельности своих коллег.
МО активно работали над решением темы школы через:
- заседания МО, на которых рассматривали новинки педагогической литературы, педагоги школы выступали с докладами,
- взаимопосещение уроков;
- открытые мероприятия и уроки;
- сотрудничество с библиотекой;
- использование информационных технологий на уроках и во внеурочное время;
- публикации;
- участие в профессиональных конкурсах.
Задачи:
- продолжить работу над методической темой в 2015-2016учебном году;
- учителям осуществить самоанализ деятельности по использованию наиболее эффективных методов и приемов работы с целью повышения качества обучения учащихся;
- наработки по теме школы размещать в сети Интернет на сайте школы;
- принимать участие в конкурсах педагогического мастерства.
Педагогические советы.
Цель: выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.
В 2014-2015 учебном году проведены следующие педагогические советы:
Темы
Качественное образование- важнейший курс развития школы
Современный урок как основа эффективного качественного образования
Роль физической культуры и спорта в воспитании школьников
Реализация направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
О переводе учащихся 2-8,10 классов
Об окончании школы обучаемых 9,11 классов
Все вопросы, рассматриваемые на педагогических советах, были актуальны. Решения, выносимые по итогам педагогических советов, позволяли своевременно корректировать учебно-воспитательный процесс.
4. Работа педагогического коллектива со способными и одаренными учащимися
Педагогический коллектив школы ведет работу с одаренными детьми.
1.Выявление одаренных детей.
Составлен школьный план работы с одаренными и способными учащимися на 2014-2015 уч. год.
Основными формами работы с одаренными учащимися являются:
проведение предметных недель и олимпиад, участие в конкурсах и спортивных мероприятиях различного уровня, участие в научно-практической конференции, кружках по интересам.
Цели ОУ:
Создание условий для развития познавательных интересов, индивидуальных творческих способностей учащихся.
Подготовка школьников к самостоятельной продуктивной исследовательской деятельности в условиях информационного общества.
Задачи ОУ:
Расширение и углубление знаний учащихся.
Формирование творческого мышления.
- участие в олимпиадах:
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в школьном туре предметных олимпиад и во Всероссийских предметных олимпиадах «Олимпус», «Эрудит» и др..
В Iполугодии учащиеся нашей школы принимали участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Итоги олимпиады районного этапа в 2014-2015 учебном году
Всего на олимпиаде муниципального этапа приняло участие 42 ученика, некоторые из которых в олимпиадах по 2-4 предметам.
Результаты предметных олимпиад представлены в таблице:
№
п/п Предмет
Муниципальный этап Учитель
1 Русский язык Дагужиева С.- 3м.
Дагужиева Д.-3м.
Хаткова С.-2м.
Набокова Д.- 2м.
Батышева Д.-2м. Айтекова М.А.
Шекозешева Ф.Б.
2 Литература Дагужиева С.- 3м.
Хунагова М.- 2 м.
Набокова Д.-3м.
Батышева Д-3м. Айтекова М.А.
Шекозешева Ф.Б.
3 Математика - -
4 Английский язык - -
5 География - -
6 Информатика - -
7 История Куева Н.-1м. Пшигонова З.Т.
8 Обществознание Дагужиева Д.-3м.
Батышева Д.- 1м. Пшигонова З.Т.
9 ОБЖ Хунагова М-3м. Дзыбова Г.Б.
10 Физика Дагужиева С.-1 м. Дагужиева Р.М.
11 Адыгейский язык Дагужиева С
Чужева Д
Калабиева А.
Хоконова Н Куева И.А.
12 Адыгейская литература Чужева Д
Калабиева А.
Набокова Д.
Куева И.А.
13 Адыгэ хабз Пшигонова А.
Хаконова М.К.
14 Физическая культура - -
15 Немецкий язык - -
16 МХК - -
17 Начальные классы
4 класс (метапредметный) Пиштиков А-2м.
3 класс
Бжецев Алан 2 место – окруж.мир
Цеева Мадина2 место – русский язык
Айтекова С.Н.
Пшизова М.Б.
18 Биология - -
19 Химия - -
20 Технология Ешева Д.-2м
Батышева Д.-2м.
Дагужиева Д.-2м
Айтекова С.-1м. Хакуринова Э.Ш.
21
На республиканском уровне участвовали 7 учащихся, но к сожалению у нас не было результативных мест.
Участие в конкурсах:
По итогам конкурса «Юный миротворец» дипломом первой степени награжден Ченишхов Расул , руководитель Хакуринова Э.Ш.
Победителем Конкурса рассказов, стихотворении «Я люблю тебя жизнь» стала Батышева Диана, руководитель Шекозешева Ф.Б.
Участницей и дипломантом круглого стола «Проблемы изучения адыгейского языка» стали учитель ад.яз.и лит-ры Куева И.А. и ученица 8 класса Чижева Дана.
По итогам конкурса муниципального этапа «Безопасное колесо». Команда нашей школы заняла 3 место.
Батышева Джанета – победитель республиканской олимпиады среди учащихся старших классов образовательных учреждении РА по вопросам избирательного права.
Команда отряда ЮИД МБОУ СОШ №3 заняла 3 место в общекомандном первенстве муниципального конкурса «Безопасное колесо - 2015».
Наши учащиеся приняли участие в конкурсе «Звездочки Адыгеи». Дипломом I степени в номинации «Художественное чтение» награждена Дагужиева Дана.
В той же номинации дипломом III степени награждена Ешева Дарина, а в номинации «Вокал» диплом II степени у Ешевой Азиры.
13 мая УО АМО «Кошехабльский район» организовала конкурс чтецов по произведениям М.Ю. Лермонтова. Ешева Дарина стала призером.
Руководителям МО необходимо обсудить на заседаниях результаты участия в школьном, муниципальном и Всероссийском туре олимпиад, выяснить причины низкой результативности выступления учащихся на республиканском уровне и определить меры совершенствования работы с одаренными учащимися.
Этот год был результативным. На сайте, в фойе школы систематически размещается информация о достижениях отдельных учеников школы и ученического коллектива в целом. Ученики награждаются Почетными грамотами в торжественной обстановке на общешкольной линейке.
Однако наряду с позитивными изменениями есть и ряд проблем, прежде всего они связаны с малочисленностью школы. Часто один и тот же учащийся задействован в ряде проектов, что снижает качество выполнения.
Общие выводы:
Вся методическая работа способствовала росту педагогического мастерства учителя, повышению качества учебно-воспитательного процесса;
100% педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории;
100% педагогов повысили свою квалификацию за последние 5 лет, однако низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы.
Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах;
Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на муниципальном и республиканском уровнях;
Слабо ведется подготовка к предметным олимпиадам
Поставленные в 2014-2015 учебном году задачи по обновлению и содержанию образования и повышения успеваемости выполнены.
Согласно сделанным выводам на следующий учебный год можно поставить следующие задачи:
Задачи на 2015-2016 уч. г.:
1. Продолжить работу по реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.
2.Продолжить работу по повышению квалификации педагогов.
3. Внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (методический десант, тьютерство, дистанционные семинары и т.д.).
4. Продолжить работу над методической темой школы.
5.Развивать и совершенствовать систему работы и поддержки одаренных учащихся.
6. Вести целенаправленную и планомерную работу по подготовке учащихся к олимпиадам с последующим анализом результатов.
6.Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов
7.Использовать инновационные технологии для повышения качества образования.
8.Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
9.Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
Зам. директора по УВР С.Ю.Хасанова