Анализ ЕГЭ выпускников 11 класса
МБОУ СОШ №3 за 2013-2014 учебный год
На конец 2013-2014 учебного года в 11 классе обучалось 7 учащихся. Допущены к государственной (итоговой) аттестации все 7 выпускников.
В течение 2013-2014 учебного года в школе велась целенаправленная,
планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ЕГЭ. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и
проведению ЕГЭ, был разработан план-график подготовки учащихся к ЕГЭ, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с планом-графиком директор, заместитель директора по УВР, руководители методических объединений, также составили планы работы по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену. В течение 2013-2014 учебного года для учителей-предметников проводились совещания , на которых были изучены результаты экзамена 2013 года, Правила проведения ЕГЭ в 2014 году, Приказ № 1400 от 26.12.2013г «Об утверждении Порядка проведения итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Положение о проведении ЕГЭ, методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2013 года, порядок заполнения бланков ЕГЭ в 2014 году. Кроме того, вопросы подготовки к ЕГЭ неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы. Учителя русского языка, математики принимали участие в работе районных семинаров, заседаниях районных методических объединений по предметам.
В начале 2013-2014 учебного года была сформирована база данных по учащимся школы для сдачи ЕГЭ-2014, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ЕГЭ, а так же информационные стенды в предметных кабинетах. Учителя-предметники уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, элективных курсах , дополнительных и индивидуальных занятиях. Проведены внутришкольные пробные экзамены по русскому языку и математике в форме и по материалам ЕГЭ.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 11 класса
и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ: в 2014 г. проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ЕГЭ, показаны презентации, розданы брошюры, рекомендованные Министерством образования и науки РФ учащимся, учителям и родителям, подробно изучены инструкции для участников ЕГЭ. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех диагностических работ, учителя-предметники проводили анализ работ с целью выявления причин неудач учащихся и устранения пробелов в знаниях. На протяжении года проводились корректировки работы планов мероприятий по подготовке к ЕГЭ.
Вопрос подготовки к ЕГЭ в течение года был на внутришкольном контроле.
Просматривались работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие и обновление информационных уголков в классах, организация подготовки к ЕГЭ на уроках и индивидуальных занятиях. Анализ результатов пробных ЕГЭ позволил провести
корректировку в работе по подготовке к ЕГЭ.
В 2013-2014 учебном году в МБОУ СОШ № 3 в 11-ом классе обучалось 7 человек. При этом на начало года обучалось 7 человек , но Куева Аминат 17 сентября 2013 года была переведена в Шовгеновскую вечернюю школу по заявлению родителей. К концу 1 четверти в школе было 6 выпускников. 13 января опять Куева Аминат вернулась в МБОУ СОШ №3 из-за закрытия вечерней школы. Таким образом на конец года в школе 7 выпускников.
По итогам года решением педагогического совета (Протокол №7 от 24.05.2014года) к итоговой аттестации были допущены все 7 человек.
Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 11-ого класса проводилась в формате ЕГЭ. Обучающиеся сдавали два обязательных экзамена: русский язык и математику. Количество остальных предметов выпускники выбирали самостоятельно в соответствии со своими приоритетами.
Все выпускники 2014 года -100% приняли участие в сдаче предметов по выбору,
что связано со стремлением выпускников расширить спектр возможностей при выборе высшего учебного заведения для продолжения обучения.
Таблица участия выпускников 11 класса в ЕГЭ.
Предмет
|
2014год
|
кол-вовыпускников
|
%
|
Русский язык
|
7
|
100%
|
Математика
|
7
|
100 %
|
Физика
|
1
|
14%
|
Химия
|
1
|
14%
|
Биология
|
2
|
28%
|
История
|
1
|
14%
|
География
|
0
|
0%
|
Английский язык
|
0
|
0%
|
Обществознание
|
5
|
71%
|
Литература
|
0
|
0%
|
Информатика
|
0
|
0%
|
Результаты участия выпускников в государственной (итоговой) аттестации.
Русский язык
год
|
учитель
|
всего
сдавали
ЕГЭ
|
Не завер
шили ЕГЭ
|
число выпускников, набравших
количество баллов
|
средний балл
|
количество
выпуск-
ников,
набравших
80 - 100
баллов
|
количество
выпуск-
ников,
набравших
60 -80
баллов
|
НИЖЕ миним.
|
ВЫШЕ миним.
|
|
|
|
2014
|
Берзегова А.Х.
|
7
|
0
|
1
|
6
|
47
|
0
|
3
|
Приняли участие в экзамене по русскому языку по материалам и в форме ЕГЭ-7
выпускников. Прошли порог успешности- 6 выпускников, т.е. 85%.
Минимальное количество баллов, установленное для успешной сдачи экзамена по русскому языку – 24 баллов (в начале года и в прошлом году – 36, но он был снижен Рособрнадзором, после проверки КИМов), минимальный балл по школе – 26 баллов у Бричевой Фатимы . Максимальный балл –72 балла у Бжецевой Дарины. Не прошла Куева А., из-за плохой посещаемости и слабой подготовки к ЕГЭ.
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ и годовых оценок
№
|
Ф.И.О.
|
Годовая оценка
|
Результат ЕГЭ
|
1
|
Ахтаова Аида Аскарбиевна
|
4
|
61
|
2
|
Бжецев Мурадин Махмудович
|
3
|
38
|
3
|
Бжецева Дарина Аскарбиевна
|
5
|
72
|
4
|
Бричева Фатима Азатовна
|
3
|
26
|
5
|
Конокова Зарема Рамазановна
|
4
|
51
|
6
|
Куева Аминат Пшимафовна
|
3
|
20
|
7
|
Мамрукова Диана Руслановна
|
5
|
61
|
Таким образом из таблицы видно, что все учащиеся подтвердили свои годовые оценки, за исключением Куевой А. , не прошедшей минимальный порог.
При выполнении заданий части А, на 100% задания не выполнил никто, 5
обучающихся(71%) выполнили задания выше 50% части А, 2 обучающихся(28%)выполнили менее 50% заданий части А.
При выполнении заданий части В, на 100% заданий не выполнил никто, 3 обучающихся(42%) выполнили задания выше 50% части А 4 выпускника
(58%) выполнили задания части В менее, чем на 50%.
Сочинение писали 5 учащихся из 7. Бжецев Мурадин набрал всего 3 балла. С сочинением успешно справились Мамрукова Д., Канокова З., Ахтаова А., Бжецева Дарина.
Из анализа работ видно , что уязвимой частью экзамена стала часть В.
Учителем русского языка Ьерзеговой А.Х. на основе данных аналитических
материалов, диагностических работ и итогов промежуточного контроля,
пробного ЕГЭ был реализован план – график подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, где предусматривались как дополнительные проработки КИМов на элективном курсе по подготовке к ЕГЭ, так и индивидуальные планы подготовки для сильных и слабых учащихся на дополнительных занятиях. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику во второй половине дня. Однако, проведение дополнительных занятий два раза в неделю было недостаточно. Особое внимание ею уделялось отработке навыков выполнения части С, т. к. она является самой сложной, наравне с частью В и самой «дорогой» частью ЕГЭ.
Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией. Факторы, которые положительно повлияли на результативность ЕГЭ:
- мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ЕГЭ;
- профессиональные компетенции Берзеговой А.Х.., среди которых выделяются умение учителя анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика.
Подробный анализ показал, что есть проблемы:
- пробелы в подготовке экзаменуемых;
- остаются недостаточно усвоенными разделы морфологии, результаты
экзамена выявили проблемы связанные с интерпретацией содержания
текста, комментарием проблематики текста, соблюдением речевых норм;
- недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и
текстом;
- в сочинениях встречаются существенные нарушения логики развития
мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности
изложения.
В следующем учебном году необходимо:
- обсудить аналитические материалы по результатам ЕГЭ на заседании ШМО
гуманитарного цикла;
- учителям русского языка регулярно проводить тестовый контроль для того,
чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в
формате ЕГЭ (начиная с 5-го класса);
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной
переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования
коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу
текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- комплексно использовать работу над сочинением и изложением для
автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
- заместителю директора по УВР Хасановой С.Ю. усилить контроль за
преподаванием русского языка в 5-11 классах, в течение года проводить
мониторинг усвоения тем учащимися;
- учителю русского языка Берзеговой А.Х.. разработать технологию обучения
наиболее сложным для усвоения темам на базовом уровне;
2.Математика
Приняли участие в экзамене по математике по материалам и в форме ЕГЭ-7
выпускников.
год
|
учитель
|
всего сдавали ЕГЭ
|
Не завер
шили ЕГЭ
|
число выпускников, набравших
количество баллов
|
средний балл
|
количество
выпуск-
ников,
набравших
80 - 100
баллов
|
количество
выпуск-
ников,
набравших
60 -80
баллов
|
НИЖЕ миним.
|
ВЫШЕ миним.
|
2014
|
Ченишхова Ш.М.
|
7
|
1
|
4
|
2
|
16
|
0
|
0
|
Прошли порог успешности - 2 выпускника , т.е. 33.3%., 1 обучающаяся Куева Аминат досрочно завершила экзамен по состоянию здоровья. Повторно сдали экзамен по математике в форме и по материалам ЕГЭ 19.06.14 года все 5 выпускниц 2013-2014 уч.г. Из них минимальный порог преодолела Ахтаова Аида и набрала 24 балла.
Сравнительная таблица результатов ЕГЭ и годовых оценок
№
|
Ф.И.О.
|
Годовая оценка
|
Результат ЕГЭ
|
1
|
Ахтаова Аида Аскарбиевна
|
4
|
24
|
2
|
Бжецев Мурадин Махмудович
|
4
|
20
|
3
|
Бжецева Дарина Аскарбиевна
|
5
|
56
|
4
|
Бричева Фатима Азатовна
|
3
|
0
|
5
|
Конокова Зарема Рамазановна
|
4
|
7
|
6
|
Куева Аминат Пшимафовна
|
4
|
-
|
7
|
Мамрукова Диана Руслановна
|
5
|
7
|
Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором для успешной сдачи экзамена по математике - 20 баллов (в прошлом году – 24). Максимальный балл – 56 набрала Бжецева Дарина.
Показатели по математике на низком уровне. Вызывают
большую обеспокоенность данные таблицы, т.к. 2014 году не все выпускники прошли порог успешности по математике с первого раза.
Анализируя причины неудачи на ЕГЭ, учащиеся указали основным
фактором сильное волнение перед видеокамерами, установленными в аудиториях, а также очень плохая привычка учащихся пользоваться калькулятором при вычислениях. После консультации с учителем оказалось, что учащиеся правильно выполняли ход решения задания, но ошибались в вычислениях.
В части В из 14 заданий 3 ученицы выполнили по 1 заданию и набрали только 7 баллов, Бжецев М. выполнил 3 задания и преодолел минимальный порог за счет уменьшения его на 4 балла.
Только 1 чел. из общей массы выпускников, продемонстрировали при сдаче экзамена «хороший» уровень подготовки, прочно овладел практически всеми контролируемыми элементами содержания на базовом уровне и проявил способность к решению задач, требующих применять математику в нестандартной ситуации.
Подготовка выпускников 11 класса характеризуется фрагментарностью,
несформированностью системы основных знаний и умений, соответствующих
требованиям образовательных стандартов, а также неспособностью применять даже имеющиеся отдельные знания в несколько измененной ситуации.
Поэлементный анализ экзаменационных заданий показал:
- в знаниях выпускников обнаруживаются пробелы даже в освоении
школьниками отдельных тем (материал выполнения заданий «В»), в том
числе по основной школе;
- продолжает формально усваиваться теоретическое содержание
математики. Школьники затрудняются применять полученные
теоретические знания в конкретно заданной ситуации, которая может даже
незначительно отличаться от стандартной;
- допускают элементарные вычислительные ошибки;
- у школьников слабы навыки самоконтроля, что приводит к допуску
ошибок на невнимание.
Основным недостатком нашей работы в этом направлении является то, что: при подготовке к ЕГЭ учителем математики Ченишховой Ш.М. особое внимание уделялось освоению базового уровня программы, недостаточно времени уделено решению заданий повышенного уровня, не использовались возможности компьютерного класса, тренировочные материалы на электронных носителях, интернет - ресурсы и т.д. Не подобраны индивидуальные методики обучения, нечетко выстроены траектории для организации повторения и закрепления изученного материала. Вероятно, анализ результатов диагностических работ и отслеживание индивидуальных затруднений и достижений учащихся проводился формально. На учебных занятиях не использовались задания, различающиеся как по типу, так и по уровню сложности;
В следующем учебном году нужно тщательно продумать систему дифференциации занятий, в т.ч. и на базе компьютерного класса. Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ не должны носить только консультативный характер, необходимо выстроить четкую программу подготовки учащихся с разным уровнем знаний. Анализ полученных результатов ЕГЭ позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленных усилий педагогического коллектива нашей школы по повышению качества обучения.
В следующем учебном году:
1.На заседании ШМО учителей математики необходимо проанализировать
результаты ЕГЭ 2014г., сравнить школьные результаты с результатами
экзамена по математике.; выявить проблемы, затруднения, причины низких
показателей в ЕГЭ, сравнить их с районными и республиканскими показателями и определить собственный регламент работы по позитивному изменению
результатов;
2.Учителю математики Ченишховой Ш.М. необходимо:
- проанализировать и пересмотреть собственный опыт в обучении школьников
математике с учетом полученных результатов в ЕГЭ 2014 г. и предыдущих лет;
откорректировать собственное представление о требованиях к математической
подготовке школьников с учетом программных требований и государственной
аттестации в форме ЕГЭ;
- усилить внимание к изучению курса геометрии; акцентировать внимание на
обучение учащихся методам и приемам рассуждений,
- проводить дополнительные занятия с учащимися, используя
дифференцированный подход, учитывая способности обучаемых.
- мотивировать учащихся на посещение школьных консультаций по
математике;
- использовать в работе диагностические карты учащихся.
- Хасановой С.Ю., зам. директора по УВР в течение 2014-2015 учебного года:
осуществлять контроль качества преподавания математики, внести в
систему ВШК персональный контроль за работой учителей математики Ченишховой Ш.М.и Меретуковой С.А.
контролировать посещение учителями математики консультаций, мастер
классов, которые организуются силами УО АМО «Кошехабльский район».
Результаты экзаменов по выбору
Физика
В экзамене по физике, проходившем 2 июня 2014 года в форме ЕГЭ принимало участие 1 выпускник Бжецев М., он набрал всего 30 баллов и не смог преодолеть порог в 36 баллов.
Базовый уровень изучения физики в школе не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка не может обеспечить как усвоение необходимого объема знаний, так и формирование умения решать задачи по физике. Следовательно, группа учащихся, изучавшая физику на базовом уровне, не может продемонстрировать в рамках ЕГЭ по физике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Бжецев Мурадин выполнил лишь отдельные задания базового уровня сложности и продемонстрировал низкий уровень владения даже основным понятийным аппаратом школьного курса физики.
Учителю физики Дагужиевой Р.М.:
1. Необходимо изменить отношение к физике как к дисциплине «по выбору», для этого проводить:
• разъяснительную работу с учащимися и их родителями.
• заинтересовать физикой, «зажечь учеников» можно проводя внеклассные физические викторины, домашние олимпиады и др., в которых могут участвовать ученики разного уровня знаний и способностей.
2. Нужно сконцентрировать внимание на достижении усвоения учебного материала на базовом уровне всеми учащимися. С одаренными учащимися необходима отдельная работа. В их распоряжение должны быть предоставлены индивидуальные консультации, позволяющие овладеть курсом физики выше базового уровня.
Биология
В ЕГЭ по биологии приняли участие 3 учащихся.
Из 3 учащихся порог преодолели 2 выпускника.
Бричева Фатима не преодолела минимальный порог набрав всего 22 балла
Анализ выполнения задания А. Выполнение этого задания выше по сравнению с заданием типа В и С. Наиболее высокий балл получен Бжецевой Д.
Анализ выполнения заданий В. В задании типа В предложены вопросы с выбором трех правильных ответов, из них
Бжецева Д.: 63 % - правильные ответы
Канокова З.: 50 % - выполнено.
Анализ выполнения задания С. К выполнению этой части приступала Бжецева Д. Она набрала 8 баллов.
Учителю биологии Меретуковой З.А.в своей работе необходимо обратить внимание на следующее:
-сравнение биологических объектов, процессов, явлении, происходящих на всех уровнях организации живого пути и направления эволюционного процесса;
-установление причинно-следственных связей между строением и функциями биополимеров и органоидов клетки, органов, систем органов, движущими силами и результатами эволюции, устанавливать взаимосвязь организмов в экосистемах, их приспособленность к среде обитания;
-анализ биологических процессов и явлений, различных гипотез происхождения жизни и человека;
-применение биологических знаний в практических ситуациях;
История
В ЕГЭ по биологии приняла участие 1 ученица, Куева Аминат.
Она не преодолела минимальный порог, набрала всего 13 баллов.
Анализ выполнения задания А. Аминат выполнила всего 5 задании из возможных 16. К части В и С она не приступала.
Химия
В ЕГЭ по химии приняла участие 1 ученица, это Бжецева Дарина.
Она набрала 62 балла.
Обществознание
В ЕГЭ по обществознанию приняли участие 4 учащихся, это Бжецев М., Ахтаова А., Куева А., Мамрукова Д.
№
|
Ф.И.О.
|
Годовая оценка
|
Результат ЕГЭ
|
1
|
Ахтаова Аида Аскарбиевна
|
4
|
45
|
2
|
Бжецев Мурадин Махмудович
|
4
|
24
|
3
|
Куева Аминат Пшимафовна
|
4
|
14
|
4
|
Мамрукова Диана Руслановна
|
5
|
48
|
Таким образом порог преодолели 2 человека.
Подводя итоги анализа итоговой аттестации в формате ЕГЭ отметим, что
результаты у нас не высокие, поэтому исходя из вышеперечисленных проблем,
коллектив школы поставил перед собой следующие задачи:
1. Выработать определённую систему-программу подготовки учащихся к
ЕГЭ, которая будет начинаться с начального звена.
2. Учителям математик и физики сотрудничать с опытными педагогами
района.
3. Проводить регулярную корректировку КТП, планов работы по подготовке к
ЕГЭ по результатам диагностических и контрольных работ.
4. Администрации школы усилить контроль за проведением уроков учителями
и занятиями во второй половине дня, где проводится подготовка к
итоговой аттестации.
5. Практиковать репетиционные работы в форме ЕГЭ в рамках
промежуточной аттестации в различных классах с учетом возрастных
особенностей учащихся.
6. Способствовать формированию положительных мотивационных установок
у учащихся и родителей к Единому экзамену.
7. Обращаться за консультациями и помощью к психологу школы.
Зам. Директора УВР С.Ю.Хасанова
|