6 класс.
Тема: Человек среди людей.
Цель: сформировать представление учащихся о том, что в ходе повседневных нравственных отношений формируется личность человека. Обобщить полученные знания о личности, роли в жизни общества и моральных нормах.
Тип урока: урок-игра
Ход урока:
Данный урок проводится как урок- соревнования команд. Разбить класс на две команды, каждая из которых придумывает название и эмблему; выбираются также капитаны команд.
Задание 1.
- К какой сфере относится общение?
А) социальной;
Б) экономической;
В) духовной;
Г) политической.
- Какое высказывание верно?
А) Человеком не рождаются, а становятся;
Б) Человек уже от рождения является человеком.
- С каким высказыванием вы согласны?
А) Нравственные качества человека проявляются с его намерением;
Б) Нравственные качества человека проявляются с его поступком.
- Главным средством общения являются…
А) мысли;
Б) речь;
В) жесты;
Г) мимика.
Задание 2.
Конкурс капитанов. Ответить «да» или «нет».
- Для формирования личности достаточно семейного окружения?
- Понять другого человека, это важное условие межличностных отношений?
- Высокомерие- это такое качество, которое помогает общению?
- Хорошим качеством является уступать и прощать слабости другого человека?
Задание 3.
Дать определение понятий:
- Общение
- Поощрение
- Группа
- Межличностные отношения
- Симпатия
- Антипатия
- Речь
- Конфликт
Задание 4.
Обыграть ситуацию. «Сам себе режиссер».
Команды самостоятельно придумывают ситуации.
Задание 5.
- Сначала он был habilis, потом erectus, а кем стал потом и остается сейчас? (человек разумный)
- Как вы думаете, что искал Диоген днем с огнем в толпе людей? (человека)
- Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас всегда перед глазами». А где по мнению Сенеки, свои собственные? (свои собственные за спиной)
- закончите фразу «Природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы…. (говорить меньше, чем слушать)
Задание 6.
Разгадай анаграммы.
Переставить буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество, присущее личности, или понятие, так или иначе связанное с темой урока.
- общение
(щобнеие)
- конфликт
(филокнтк)
- речь
(еьрч)
- отношения
(ошнятоени)
- антипатия
(итантяпит)
- личность
(чосьинтл)
- сотрудничество
(одичовостурнес)
- компромисс
(скимосомпр)
- дебаты
(тыбеда)
- посредник
(кеписдорн)
- наказание
(кизанганае)
- лидер
(дирле)
Задание 7.
«Полезные советы». Команды записывают варианты ответов на вопрос, предложенный в карточке.
- «Для того, чтобы избежать конфликт, мы предлагаем…..»
- «Для
того, чтобы человека уважали надо…..»
Итоги урока.
После игры подводятся итоги.
Определяются победители.